Почему люди предпочитают думать, что с их близкими "случилось нечто" очень плохое, если они задерживаются с работы или с праздника? Например, с равным успехом можно предположить, что опаздывающий любимый выиграл по дороге в лотерею миллион долларов и побежал их тратить на шубу и новый автомобиль, – вот и задерживается немного. Почему бы нет? Почему обязательно – под машину или убили? Что, нет других причин задержаться?

Стоит лишь на мгновение событиям пойти по другому руслу и неожиданно для вас, как сразу оказывается, что все самое плохое и страшное или уже случилось, или вот-вот случится. Муж изменяет или попал под машину – кому как страшнее, выбирайте. На улице одни маньяки, и не одного приличного человека. При покупке обязательно обвесят или обсчитают. Если вы чихнули – это похоже на рак, да, это, наверное, рак, это совершенно точно рак и ничего другого кроме рака просто быть не может. Болит зуб? Обязательно будут сверлить долго и упорно, обязательно нерв придется удалять, и делать это будет студентка 4-го курса вместо врача. Да, кстати, наркоз не подействует.  Давайте попытаемся понять причины подобной любви к "накручиванию" неприятностей.

Странно не то, что человек переживает о возможной неприятности. Это как раз понятно, так как непонятная ситуация вызывает чувство тревоги и беспомощности. И все еще ничего, если можно взять ситуацию в свои руки, например позвонить мужу на работу: ну ты где? А вот если вы позвонили, а вам говорят, что абонент недоступен, или временно отключен – тогда и начинается "веселье". Если вам приходится пассивно чего-то ждать, – тут-то и свершаются разные прогнозы относительно машин, аварий, и бандитов. В голову так и лезут самые жуткие  красочные образы. Чего они лезут? Непонятно... Потом возвращается муж (автомобиль сломался, телефон разрядился), Никто не умер,  бандиты прошли стороной.

Во всем этом вышеизложенном спрятался один коварный порочный круг. Дело в том, что тревожность и беспокойство, усиливаясь, порождают страх. А страх всегда связан с      неопределенностью ситуации. Согласитесь, реальной почвы для страха нет, – а он возникает. Ничего не произошло – а он появляется. И появляется он из этой самой неопределенности и невозможности хоть каким-то образом повлиять на ситуацию, которая кажется вам опасна. Например, вы идете к стоматологу, – и разве вы в состоянии реально повлиять на ситуацию? Нет, не в состоянии. Вы ждете любимого человека, которого уже нет на работе и еще нет дома,  а часы тикают и напряжение возрастает. Вы контролируете ситуацию? Нет, вы ее не контролируете!

Неопределенная ситуация порождает беспокойство. Беспокойство усиливает ощущение неопределенности ситуации. Ситуация вызывает тревогу. Тревога обостряет понимание, что ситуация вышла из под контроля. Ситуация, которая вышла из под контроля, вызывает страх. Страх, не имея реального объекта страха, инициирует воображаемый объект страха, – самый убедительный для того или иного субъекта. Объект страха материализуется в воображении и усиливает неопределенность. Все, попались. Замкнутый круг, где каждый следующий цикл усугубляет всю психологическую цепочку. Паника и психозы в подобных ситуациях, – не столь уж и редко встречающееся явление. Еще раз подчеркну: реального объекта для страха нет. Единственное, что пугает – это непонимание ситуации и неспособность на нее повлиять. В этом все и дело. А остальное – не более чем порочная игра ума.

Какой же смысл в этом «накручивании», почему так ведет себя наша психика ? А смысл имеется. Все дело в том, что  представляя ситуацию, пусть даже в самом жутком образе неопределенные ситуации становятся определенными, мы вырываемся из порочного круга беспомощности и пассивной паники. Не приходилось наблюдать ситуацию, когда мать начинает звонить по моргам, если дочь на полчаса задерживается, вроде бы возвращаясь с вечеринки, но еще не вернувшись? Смотрите, как мгновенно меняется ситуация – можно действовать, можно предпринимать усилия! Невозможно, абсолютно невозможно просто сидеть и ждать, когда придет либо дурная весть, либо успокаивающая. (Не поэтому ли говорят, что ожидание смерти хуже самой смерти? Или: Лучше страшный конец, чем страх без конца? Или: страх предстоящей боли мучительнее самой боли?). Самопроизвольное, спонтанное избавление от страха и безысходности – естественная защитная реакция психики. Это поразительно, но наиболее радикальным способом избавиться от неопределенности ситуации – это быть абсолютно убежденным в ее полной определенности, и пусть при этом даже самой жуткой! Каким же образом это помогает человеку?

1. Это дает человеку иллюзию некоторого контроля над происходящим, тогда как ситуация на самом деле полностью вышла из под его контроля.

2. Существенно или полностью избавляет человека от ощущения неопределенности (и, соответственно, страха и тревоги), что особенно важно в ситуациях, контроль над которыми человек частично или полностью утрачивает.

3. У человека повышается устойчивость к предполагаемому драматическому событию. Человек пытается активно воздействовать на ситуацию (звонить в милицию, например).

Есть также любопытные мнения о том, что дурные приметы – это не более чем начало психологической подготовки к возможному травмирующему и драматическому событию.

При этом стоит подумать о том, как попытаться повернуть свои мысли таким образом, чтобы не ждать худшего.

Ведь не зря говорят: «Наша жизнь то, что мы о ней думаем». Думайте о хорошем, ведь мысли имеют свойство материализоваться.

Вит Ценёв